Покорители морских глубин
В 1829 году впервые в мире русский мастер Гаузен сконструировал водолазный скафандр. Он состоял из водонепроницаемой одежды, металлического шлема и грузов. Снаряжение Гауэена широко применялось до 70-х годов XIX века, а в усовершенствованном виде по сей день. Внешне водолазный костюм неуклюж, весит 90 килограммов. Передвигаться в нем на поверхности, имея к тому же на ногах башмаки со свинцовыми подошвами, весьма трудно. Шлем тяжел. Кроме того, перед спуском на водолаза навешивают два груза «медали» весом по 15 килограммов и более. Но как только водолаз скрывается под водой, эти грузы буквально сваливаются с его плеч. Если ему захочется прекратить спуск, он может «обезвесить» себя. Воздух, нагнетаемый сверху, придает ему «плавучесть, которую можно «контролировать, регулируя вдыхательный клапан в 1илвме. Когда водолаз хочет подняться, он лишь слегка прикручивает винт клапана и всплывает на поверхность с нужной ему скоростью. Под водой человека подстерегает немало опасностей, а главная из них — Глубина. Азот, один из основных компонентов воздуха, на глубине 50-60 метров начинает сказывать на человека действие, сходное с алкогольным опьянением. Вдруг тянет петь, читать стихи, совершать нелепые поступки…
Один из ветеранов водолазного дела в австралийских водах Г. Фелпс Уитмарш вспоминал, как однажды он с помощью шланга «посадил на якорь» свое судно. Поработав на 20-метровой глубине, он подал обычный сигнал подъема. В трех метрах от днища спасательного судна он вдруг почувствовал, что его сдавило слева, там, где с помощью линя крепился шланг. В тот же миг линь лопнул, и голову Уитмарша потянуло вниз. Воздух в скафандре устремился к ногам, и водолаз оказался перевернутым вниз головой. От испуга и неожиданности он отчаянно заработал ногами и руками, стараясь принять нормальное положение. Подручные тянули его вверх за спасательный конец. Тщетно. Шлем водолаза держался, словно на якоре. Так оно, собственно, и было. Когда Уитмарш находился на дне, подручный вытравил слишком много шланга. Во время подъема он не потрудился подобрать шланг, который и зацепился за что-то на дне.
Уитмарш просигналил спуск, но подручный был неопытен и не понял сигнала. Вместе с другими рабочими он продолжал тянуть Уитмарша вверх, и водолаз со страхом подумал, что его вот-вот разорвет на части. Спасение пришло с появлением второго водолаза, который спустился на дно и освободил шланг. Уитмарш висел вниз головой в течение получаса.
Японский водолаз Хамагуци тоже работал под водой у берегов Австралии. Он находился на глубине болев 40 метров, когда воздушный шланг зацепился за коралловый риф. Начался сильный прилив, и прождав чем Хамагуци пытался освободить его, поднявшееся на приливе судно порвало шланг. Водолаз немедленно закрыл выдыхательный клапан и подал сигнал подъема Сигнал приняли, но у Хамагуци не было достаточной плавучести, и спасательный конец. не выдержав напряжения, лопнул. Лишившись последней связи с поверхностью. водолаз снова оказался на дне. Он утешал себя лишь тем, что ему не придется страдать долго, ибо запас кислорода был на исходе. Другого водолаза на судне не было, и помочь ему никто не мог.
Наверху подали сигнал бедствия. К счастью, неподалеку шли подводные работы другого судна. Водолаз Акаро спустился на дно и обнаружил Хамагуци, лежащего без сознания. Акаро пришлось сначала отделить от рифа оставшийся конец шланга Хамагуци, а потом развязать собственный линь, чтобы прикрепить его к шлему потерявшего сознание. Затем он подал сигнал подъема Хамагуци, а сам закрыл выдыхательный клапан и самостоятельно всплыл на поверхность. Оказалось, что он не напрасно рисковал жизнью, — Хамагуци выжил.
Ветеран Черноморского флота Владимир Федорович Романов вспоминал, как однажды его в тоннеле замыло песком. Страшная тяжесть сдавила грудь. Дышать можно было только маленькими жадными глотками. Он не мог шевельнуться. Восемь часов лежал он на дне, пока не пришли на помощь товарищи. Несмотря на заповедь «всегда будь спокоен и уверен товарищи придут на помощь», случается так, что рассчитывать приходится только на себя. Черноморец Ким Николаевич Красильников рассказывал: «Раз поднимали затонувший корабль. Под него прорыли узкий тоннель, и поскольку рыли с двух сторон, тоннель этот получился в сечении похожим на песочные часы. Подводя конец, я полез в тоннель и в самом узком месте застрял. Да так, что не мог шевельнуться. Лежал на дне, тесно зажатый со всех сторон и, казалось, всем своим телом ощущал, как давит на меня, вжимает в песок огромный корабль».
Красильников попытался освободиться рванулся, порвал скафандр и сразу ощутил, как к телу проникла вода. Не теряя головы, он думал о том, что еще можно предпринять. Он понял, что снаружи к нему никто не сможет пролезть и выбираться он должен сам. Стал извиваться, как червь в земле, и высвободился.
Комментировать