Закупились, снарядились, благословились и поехали
Не удивительно, что мало кто знает о «дне Байкала». В 1999 году было принято решение отмечать такой день каждое четвертое воскресенье августа. В этом году такой датой стало 24 августа. Однако, стоит заметить, постановлением Законодательного собрания Иркутской области в 2008 году он был перенесён на второе воскресенье сентября.
В связи с этим, предлагаю погрузиться в необыкновенную атмосферу «байкальского путешествия». Историю своего приключения корреспонденту ЖВ поведал Святослав Коломенский, молодой юноша, объездивший местность бескрайнего озера со своими друзьями.
«Поездка сама сложилась совершенно внезапно даже для её организаторов — моих соседей и хороших друзей. Закупились, снарядились, благословились и поехали. Всего нас было трое: я и мои друзья (отец и сын — Дмитрий и Глеб).
Для нас с Глебом подобное путешествие было первым в своём роде. За 5500 километров от дома, с палатками и ограниченным капиталом на поесть, сувениры, билеты и на местный транспорт. Дмитрий — антрополог и учитель в Свободной Школе города Жуковского, увлекается восточными кочевыми культурами. Он один из работников Московского Музея Восточных Кочевых Культур. Изъездил на велосипеде всю Монголию и Китай — уже однажды был на Байкале, лет 10 назад. Отправились мы на поезде, в плацкартном купе. И ехали три дня и четыре ночи.
Проехали почти через всю Россию, — продолжил он. — Пообщались с попутчиками, с коими нам очень повезло. Одним из них был француз Кевин — молодой научный сотрудник и преподаватель точных наук одного из французских университетов. Поехал он в гордом одиночестве — на Россию посмотреть. И стоит отметить, что она его весьма впечатлила, в хорошем смысле этого слова».
Путешественники посетили Ярославль, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск и множество городов помельче, благодаря остановам поезда.
Скучать им нисколько не приходилось. «От окна можно было не отлипать часами: за окном невероятные красоты таёжных лесов, яркие краски разноцветия лугов, захватывающие дух горные склоны и широченные русские реки.
Самые красочные пейзажи мы видели уже на подъезде к нашей станции назначения — к посёлку Слюдянка. Пожалуй, таких живописных лощин я нигде прежде невидел собственными глазами. На их фоне чувствуешь себя очень маленьким. А когда сам Байкал внезапно появился из-за лесистых гор… Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
На самом Байкале они были всего десять дней. Однако было пройдено почти все верхнее побережье, от Слюдянки до Северобайкальска. «Паровозом, пешком, на моторке, на автобусе, на пароме и даже на корабле с подводными крыльями «Комета», что летит по водной глади словно самая настоящая комета», — пояснил юноша.
«Еды всегда мы брали «впритык». И, когда отступили от нашего первоначального плана, проехав по Кругобайкальской Железной Дороге лишь полпути, встав на стоянку на красивом пляже и пропустив наш паровоз, пришлось идти и искать еду у местных».
Пропустив паровоз в понедельник (паровоз ходит лишь по понедельникам, четвергам и субботам), они пошли по шпалам пешком и за два дня преодолели примерно 40 километров.
Потом останавливались на городском пляже в посёлке Листвянка, откуда затем на автобусе двинулись до Иркутска, а уже из Иркутска — до посёлка Хужир на острове Ольхон.
«Пока ждали паром, отведали блюдо бурятской кухни — буузы (похожи чем-то на манты и очень вкусные) и заглянули в лавку сувениров и антикварных ценностей, привезённых из Монголии (благо, граница совсем рядом). Там я приобрёл трофейную японскую катану офицера Квантунской армии, очень неприятно ушибившейся при попытке агрессии против СССР и Монгольской Народной Республики в 1939 году и понесшей огромные потери в битве на реке Халхин-Гол. Коварные японцы тогда хотели отхватить кусок СССР аж до Байкала со стороны Монголии».
На Ольхоне друзья простояли четыре дня на лесистом склоне над Сарачанским пляжем, растянувшимся на пять километров по побережью в длину и на 300 метров в ширину. По словам Святослава, картину портили только изобилующие пляжники, а вода была издевательски ледяной, как зимой в проруби (одна из особенностей Байкала — совершенно разная температура воды порой в довольно близких местах).
«Остров Ольхон больше всего запомнился ощущением первозданности и неиспорченности местной природы, словно бурятская девушка — настоящая, простая, невинная и очень красивая. И это несмотря на то, что на Ольхоне есть несколько посёлков, разбросанных по обширной степной части острова, а также вездесущие турбазы и туристы. Атмосферу таинственности и загадочности добавили рассказы Дмитрия о святилище, об Ольхоне в целом и о схожести культур бурятов и монголов.
За четыре дня их пребывания на Ольхоне путешественники успели частично посмотреть на посёлок Хужир, близ которого остановились, пообщались с местными, заглянули в местное антикафе «Солнечный Чум». И провели там пару приятных вечеров, сидя на циновках в большом чуме вокруг костра с песнями под гитару и разговорами обо всём под сладостный аккомпанемент травяного чая с тростниковым сахаром.
«Когда мы только приехали на Ольхон, то застали несколько художников в процессе творения новых шедевров на побережье, недалеко от лагуны. А уже через пару дней увидели готовые картины в галерее. Удивительно, как тонко чувствуют красоту местной природы эти гении искусства.
Кроме всего прочего, — продолжает рассказ молодой человек, — Ольхон будет вечно памятен Посвящением Меча, которое я прошёл на горе Шаманке, пройдя сквозь неё по пещере внутри и сделав подношение духу Орла, обитающего в святилищена этой горе».
Гора Шаманка — особое шаманское место, куда могут ходить только мужчины. Считается, что если женщина попытается пройти через пещеру или просто приблизится к горе, то духи могут разгневаться, и приключится с той женщиной беда — не сможет родить или тяжко заболеет. Но, тем не менее, не все верят в эту легенду, и женщины всё равно иногда бывают в этом священном месте.
«Мне нужно было под покровом ночи взобраться на гору, войти в пещеру и, совершив подношение, обратиться к духу Орла с просьбой укрепить мой дух, дабы я был достоин носить самурайский меч. Только свет звёзд помогал мне видеть путь среди скал. Фонарь, конечно, я с собой взял, но только для того, чтобы пройти насквозь пещеру — лишний неживой свет отпугивает духов.
И, хочешь — верь,хочешь — не верь, но до сих пор замечаю, что с той поры я каким-то образом изменился. По крайней мере, я больше не страшусь темноты и в целом стал решительнее.
Существует легенда, что человек, прошедший через пещеру в горе Шаманке, перерождается, поскольку повторяется в своём роде событие выхода человека из материнского чрева.
Очень символично было то, что у входа в пещеру встретил меня огромный пёстрый и очень добрый пёс, который провёл меня до выхода из пещеры, и шёл аж до самого лагеря и после сторожил мой покой у входа в палатку до тех пор, пока я не уснул.
Этого пса видел несколько раз и Дмитрий. Однажды пёс просто подошёл к нему, когда он созерцал звёзды в ночном небе над Байкалом, посидел рядом, тоже посмотрел на звёзды и через какое-то время ушёл. Вёл он себя не как обычный пёс».
«Были и неприятные моменты в эти четыре дня, — рассказывает он. — Нужно было готовиться к отправлению назад, домой, и путь у нас был только один — погрузиться на корабль с подводными крыльями «Комета-15», чтобы добраться допоследнего пункта нашего дальнего путешествия — до города Северобайкальска.
Билеты приобрести можно либо на самой Комете, либо на сайте Компании Восточно-Сибирского Пароходства. С ними и вышел казус. Этот сайт имеет проблемы с оформлением более одного билета за раз. Очень велик риск того, что деньги переведутся по назначению, но электронный билет не загрузится. Мы обзвонили и посредника перевода денег, и свой банк, и менеджера пароходной компании. Нам сказали, мол, подождите до вечера, а если ничего не изменится, то звоните бухгалтеру. Недолго думая, мы сразу позвонили бухгалтеру и узнали, что купили аж шесть мест. Впрочем, с этой проблемой удалось разобраться.
За шесть часов мы преодолели половину длины Байкала, наслаждаясь поистине морскими видами (настолько Байкал огромен).
В Северобайкальске мы простояли всего один день и две ночи на живописном каменном пляже. Камни там настолько красивы и необычны! Камазами бы их вывозил! Но лучше пусть эта красота остаётся там, где ей самое место.
Последний день в Северобайкальске был жутко сырым. Весь день шел мелкий дождь. Но это не помешало нам устроить небольшую пирушку. Под шашлыки и печёную в костре картошку мы поставили многоточие в нашей байкальской истории.
Посетили друзья и сам Северобайкальск — небольшой городок в паре километров от побережья, заложенный во время прокладки Байкало-Амурской Магистрали. В этом году исполнилось 40 лет БАМу. «О значимости магистрали для Северобайкальска и всей великой Страны Советов сообщали старые вывески на зданиях при железной дороге: «БАМ — это наша с тобой биография!» и «БАМ — дорога в будущее Северного Забайкалья», — пояснил Слава. Согласно рассказу, утро было довольно сырым, и «сматывать удочки» пришлось, упаковавшись в дождевики. Неприятностей еще доставил внезапно поднявшийся ветер, срывавший с нас дождевики. Преодолевая непогоду и бодро перепрыгивая через лужи, добрались до величественного здания вокзала, где наскоро просушились, и погрузились на поезд до Москвы.
«Тогда я не мог однозначно сказать, что мне хотелось больше — остаться на Байкале ещё немного или же вернуться домой поскорее. Ведь момент возвращения домой из долгого дальнего путешествия приятен не меньше, чем само путешествие. Свежайшие впечатления мы раскладывали по полочкам в голове по пути «назад, в село родное».
Возвращались мы несколько иным путём — по участку БАМа от Северобайкальска до Тайшета (где мы наблюдали горы, скребущие небо своими вершинами, изрезанные горными ручьями и кое-где припорошенные снегом) и через Нижний Новгород.
Прибыли в Москву, на Ярославский вокзал мы рано-рано утром — без пятнадцати три и встретили утреннюю зарю, ожидая открытие дверей первого поезда, идущего от Москвы. Впервые я узрел до боли знакомые виды из окна электропоезда в новом свете только-только восходящего солнца и само солнце, по началу очень похожее на здоровенный грейпфрут, Людей практически не было. Был лишь перестук колёс по рельсам, свежий ветерок, врывающийся в вагон через открытые форточки, и лёгкое приятное волнение от предвкушения встречи с теми, кто ждёт дома», закончил рассказ молодой путешественник.
Рассказал Святослав Коломенский, а подготовила в печать Кристина Михеева.
Комментировать